Главная arrow Уроки Елены Макаровой arrow Семинар Елены Макаровой. Берлин 2007
 
Главная
Новости
Занимательная математика
Уроки Елены Макаровой
Занимательная химия
Коллекция игр
Мастерская
Праздники
Немецкий
Hameln
Ладошки
Галерея
Янтарный калейдоскоп
Снежный лабиринт
Детский день рождения
Новый год
Сайты - партнеры
Статьи и книги о детстве

 
Пишите мне
 
Семинар Елены Макаровой. Берлин 2007 Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Administrator   
22.07.2010

Изображение

Всем здравствуйте!!!
Здравствуйте, Лена !

Живу еще в 4м августе :)

Писать буду по кусочкам. О многом. Потому что все время думается.

Вообще, 4 августа для меня удивительное число. Сначала я его полюбила за день рождения ТиВи. http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/1/11

В этот день мы собирались в старом ростовском дворике. Стояли всегда ряды столов. Все было увито диким виноградом. Приходили люди. Много людей. Удивительные подарки. Атмосфера любви и дарения.

4 августа у меня родилась Катька. Встреча с родной и любимой дочкой.

И 4го же августа встреча с Леной Макаровой!
Я искала этой встречи очень долго.

В 1990 году прочла "В начале было детство". Прочла почувствовала - МОЕ, очень близкое. Прочла много раз.

В этой книге нет предпоследнего листочка. Катька любила рассматривать Манин подстольный мир. И потом повесила его у себя под столом. В своем мире.

Потом в интернете мелькнула строка, что Лена уехала в Израиль.

Неужели она все бросила, думала я. Появился дома компьютер. Я искала следы Лены в этом мире
Потом прочла, что Лена ведет занятия в музее.

Алексей Лельчук пытался найти мне мейл Лены. Потом я прочла "Пропасть над бездной".

В ЖЖ - в графе интересы стояло имя - Елена Макарова.

Женька Кац в 2004 году записала мне на диск все Ленины книги.

В этом году я зашла на сайт Лены Даниловой. Я давно уже не просматривала "Раннее развитие". Я увидела "Разговор с Еленой Макаровой".

Фотографии семинаров. Фотографии любимой жизни. Любимой атмосферы. Предвкушение ВСТРЕЧИ.

Удивительные совпадения. ПРоизнесен пароль и отзыв - Этти Хиллесум

"remka
Вы меня свалили наповал.
Чудеса продолжаются!

Этти Хиллесум!
Этти Хиллесум...

И вопрос про время.

Представьте себе, что прошлым летом на профессорском семинаре в Ноймихене (Голландия) мой доклад был -
"Время в письмах Фридл и дневниках Этти"!

А женщина, у которой я работаю в в этом университете - Рия Ван Дер Брандт - биограф Этти Хиллесум.
И именно там я и буду с 3-го по 10-е июля на презентации нашей новой с мужем книги по-английски - "Время взросления" (The Way of Growing up") - про психоаналитика Эрну Фурман. Кстати, этот университет на юге Голландии, 10 км до германской границы.

Видите, где мы с вами оказались "путем переписки"!"

И наконец 4 августа 2007. Все в свое время. За это время я приобрела опыт, знания, чувствования.

Я знала, чему мне учится. Что спрашивать у Лены. О чем говорить.

Лен, спасибо за ВСТРЕЧУ!

Кстати, после разговора о школах клоуна вспомнила, что взяла неделю назад в библиотеке книгу на немецком "Чепуха с ребенком" для перевода. Бывший редактор " Lernen und Spielen", мама 4х детей пишет о том, как важно БАЛОВАТЬСЯ с детьми.

 4 августа. Берлин.
Все распечатки с пересадками и планами отдаю Катерине. У нее здорово получается вести по планам. Сама я нередко промахиваюсь :)

Нужный район Берлина мало похож на немецкий город. А когда мы подходим к нужному зданию, мне кажется что мы в центре старого Ростова.

Сразу вижу девушку с коробками. Ася! Она приезжала в лагерь в Хамельн.

Сразу включаюсь в привычную работу. Носим с Леной мебель, снимаем картины - преобразуем пространство.

Начинается семинар. Уголь в руках. Рисуем звуки. Сначала Лена ЗВУЧИТ. Нужно закрыть глаза и провести линию вместе с этим звуком. Почувствовать его.
Как шуршит уголь в руке. Он отзывается на любые изменения.

Потом ЗВУЧИМ мы, участники семинара.

Теперь нужно подумать. Как звучит круг? Сразу ощущение - скакалка в руке. Я кручу ее перед собой, и она со свистом рассекает воздух.

А как звучит знак бесконечности?

Теперь нужно соединить все эти элементы в единую картину. Можно дорисовывать.

Нарисовать это цветом. Красками.

Потом взять глину и вылепить это.

Появляются все новые и новые детали.

Это Катины рисунки :

Изображение

Это мои:

Изображение
Оглядываюсь по сторонам. Как интересно видеть, что одни и те же звуки все изобразили по-разному.

И рисунки у всех разные. И объемные работы.

Сразу вспомнила наш лагерь в Балтийске. http://remka.livejournal.com/78899.html Когда одни и те же события все так разно начали описывать. Перед поездкой на Балтику я искала легенды о янтаре. По поиску показался "Янтарный замок" из хроник Амбера. И точно. Существует одна единственная реальность и отраженные миры.

Мы отражали свои миры. Слышали звук и отражали его собой. Поэтому они все получились такими разными.

 

 

Углем нарисовать покой и ветер.

Изображение

Изображение

Изображение

Рисую озеро. Состояние тишины и покоя. Рядом бушующие волны. Подходит Лена.
- Ты боишься темного леса?
- Нет, совершенно не боюсь леса и темноты.

Сейчас подумала - а сильнейшего шторма в море, наверное, боюсь.
Когда ты ничего не можешь сделать. Наверное, в этом состоянии лучше всего стать тоже штормящим морем. Стать им. Интересно, сколько на это хватит сил?

Рисуем лестницу. Как мы поднимаемся, неся что-то очень тяжелое. А потом легко спускаемся.

Теперь та же лестница, только на ней человек с мешком картошки.

Смотрю, у Катьки появляется мультяшная картинка.

Изображение
 

Диктант.

Нарисовать углем кирпичную стену, шляпу с пером, глаз, фонарь, лисий хвост.

Теперь красками нарисовать картину из этих элементов.

Изображение

Как приятно рисовать углем. На самом деле получается объем!

Рисую фонарь - в голове сразу строки Блока:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь,
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

Не хочу привязываться к этим строкам. Вставляю глаз в фонарь, пытаюсь представить - откуда может литься свет...

Нарисовала. Хватаю фотоаппарат. Бегу смотреть отраженные миры. Что нарисовали другие.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Ну ничего ж себе! Вижу рисунок Светы. Тоже Блок! Говорим с ней об этом. Объясняет звучащими ассоциациями. Кирпичи - это Блоки. Шляпа с перьями - Блоковская незнакомка, фонарь....

 

После небольшого перерыва выходим во двор.
Ощущение бабьего лета. Мягкое тепло сентября.
Раскатываем листы бумаги. Рисуем дерево.

Потом разрезаем листы и ищем похожие деревья.

Изображение

Изображение


Вдруг оказывается, что и у меня и у Катерины - ивы. С гибкими ветвями. К нам в группу приходят еще мама с дочкой.

Задание группе - всем вместе вылепить одно дерево.
Это наше дерево:

Изображение

Еще деревья:

Изображение

Изображение

Изображение

Задания быстро сменяют друг друга.
Берем в руки кусок глины. Вытягиваем человека.
Такое впечатление - Лена - катализатор. (полезла в словарь, посмотреть, в правильном ли значении я употребила это слово. Читаю.
КАТАЛИЗАТОР это вещество, изменяющее скорость химической реакции, но не расходующееся в ней.ТОЧНО!)

Она говорит - возьми уголь и рисуй.
Возьми глину и лепи.
И я слышу те же слова, которые неоднократно я читала в описаниях семинаров:

- У меня получается!
- Боже мой, я не лепила с начальной школы!
- А я и не знала, что могу!
Лена сидит рядом и лепит. И у нас получается лепить!

Изображение

Изображение

Изображение

Человек стоит. Лежит. Сидит, держит газету. Читает ее.

Я леплю и начинаю любить свою человечку. Я наклоняю ей голову и стараюсь сделать так, чтобы ей было удобно сидеть.

Изображение

Раз - и нет человечки. В руках опять кусочек глины. Из него появляется слон. Вытаскиваем сначала уши. А потом он легко вылезает целиком. Фантастика!

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

 

- Возьмите лист бумаги и сделайте фон. Любой. Такой, как нравится!

Закрашиваю лист желто-красным. Думаю, вот сейчас я нарисую на нем черным силуэты!


- А теперь пройдите и выберете у других для себя фон. Свой нужно отдать.

Слышу - можно мне твой фон. Я хочу взять твой фон. Мой фон нравится :)

Отдаю его Наташе. Она первая попросила.

Оглядываюсь. Нет, зеленый сегодня не хочу. Голубой тоже.
Смотрю, у Кати интересный фон. Клеточка. Малиново-желтая. Беру ее листок.

Рисуем на этом фоне картину.

Изображение

Клеточка - как движение. Движение где? Конечно же в парке. Когда кружишься на каруселях. Рисую карусель. Лошадок.

Катя рядом рисует вихрь.

Изображение

Изображение

В это время Аня и Кристиан начинают потихоньку выливать цветную воду на асфальт. Делают ручейки .

Изображение

Изображение

Мы переносим наши рисунки в коллажи.

Изображение

 

Наброски углем. Выбрать на площадке все, что понравилось и нарисуйте это.

Вижу ноги. Передо мной сидят участники нашего семинара и так здорово скрещивают ноги.
Рисую их. Потом башенки и мосты детского городка за ними.

Интересно. Почему я сегодня рисую и леплю сплошные МОСТЫ?

Изображение

Лена садится перед нами. Опирается на руку. Рисуем.

Становится. Отставляет ногу. Рисуем.

Ложится. Забрасывает руки за голову. Рисуем. И хочется, чтобы этот день никогда не заканчивался.

Изображение

Каким ярким стал двор!

Изображение
Изображение

Играли с пластилином. Слепить 7 расплющенных морковинок с цветными точками на конце. Крючок и понять, что это такое.

Катька слепив одно перо сказала - павлин.

Потом кто-то загадывал - коричневые лепешечки. Желтая бочка. 4 желтых столбика. Еще один подлиннее.

Оказалось, все это соединяется в жирафа.

Изображение

А потом - превращение бумаги.

Лена взяла лист бумаги. положила на него руки. Сказала, что бумагу нужно почувствовать. Понять ее.

Изображение

Изображение

Изображение

А дальше я снимала на видео.
 
http://www.youtube.com/watch?v=YSlQx1jLP0U
 
Начал появляться человек. Он чесал себе нос. Двигался.
 
http://www.youtube.com/watch?v=vKKFSiPpDCU
 
И потом превратился опять в лист бумаги.

Мы стали пробовать сделать это сами. Я удивилась, что Катерина не взяла бумагу. А просто сонно сидела рядом, положив голову на колени.

Потом она мне рассказала, что ей стало очень страшно. Страшно было смотреть, как оживает бумага. Ей казалось, что вся ее сила стала уходить в этот лист. И когда бумага снова стала бумагой, страшно захотелось спать. А страх не ушел, как она не старалась от него избавится.

Жалко, что она не сказала мне это во время занятия. Только по пути на вокзал...

Затем мы делали друг другу костюмы из бумаги и придумывали сказку.

О чем мы расскажем сказку?- спросила я.

О солнечном лучике.

Точно! Солнечный лучик падал на что-то, и это становилось веселым и радостным.

Как-то раз он заглянул в город, где все было грустным и унылым.
Печальный клоун никак не мог рассмешить зрителей.

В городе все время лил дождь.

А мячи уныло перекатывались из угла в угол.

Солнечный луч подарил клоуну солнечную улыбку. И тотчас в зале зазвучал смех.

Он подарил мячам желтые солнечные полоски, и они весело стали подпрыгивать!

Он закружился в веселом танце с дождиком. И в небе появилась радуга!!!

Мы с Аней были мячами.

Изображение

Катя дождем.

Изображение

А все мы веселым театром.

Изображение

День заканчивался. Но грустно не было. Потому что это было начало!

Спасибо Лена. Что все до сих пор так, как вы написали в "В начале было детство"- "стала я бродячим актером, отбившимся от труппы, то подумала: напишу рассказ «Даю уроки рисования». Как вхожу в разные дома к детям и все меня числят за учителя рисования. Но рисунок и лепка лишь только средства, предлог для общения с детьми. Средства, не цель."

И как наш солнечный луч из бумажной сказки вы приносите радость и желание творить.

Спасибо Танечка. Я знаю, как трудно удаленно, в другом городе организовывать семинар. А глину ты нашла просто волшебную!

Спасибо вам всем, что вы творили рядом!

P.S. Мы сидели с Катей на вокзале. Через несколько минут lдолжен подойти поезд.

Смотрю - везут большие баночки гуаши. Интересно, что можно нарисовать этими цветами?

Изображение

 
 
 

 
< Пред.   След. >
 
Ладошки...
18307715_7398781_00000008.jpg

Rambler's Top100

Театр детской книги "Волшебная лампа"

Школа Своего Здоровья поможет тебе обрести здоровье

Smartkids.ru: Образование и развитие детей, обзоры игр, методик развития, истории из жизни замечательных детей

Сибирский семейный сайт. Все о детях

интернет-магазин детских книг

© 2007, На Ладошке  
  Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования