Главная arrow Новый год arrow Новогодняя библиотека arrow Голубая Стрела. Джанни Родари.
 
Главная
Новости
Занимательная математика
Уроки Елены Макаровой
Занимательная химия
Коллекция игр
Мастерская
Праздники
Немецкий
Hameln
Ладошки
Галерея
Янтарный калейдоскоп
Снежный лабиринт
Детский день рождения
Новый год
Сайты - партнеры
Статьи и книги о детстве

 
Пишите мне
 
Голубая Стрела. Джанни Родари. Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Administrator   
03.12.2009

Я вам расскажу о книге, которую можно назвать Новогодней. Я очень любила ее в детстве. Потом с удовольствием читала ее своим детям.

Это Джанни Родари. Путешествие Голубой Стрелы


http://lib.ru/RODARI/bluearow.txt

В клубе мы делали погружение в эту книгу, проигрывая любимые моменты.

Вот, что пишет ТиВиша об этом:

Итак, родители в гостях у детей, они усаживаются полукругом и в праздничном полумраке ожидают действа. Главный сказочник предлагает ребятам выбрать себе игрушку, которой они мечтают быть и ею же мечтают быть одарены. В ряд установленные стульчики превращаются в поезд, и сказочник торжественно объявляет о скором отправлении экспресса «Голубая Стрела».

Перевоплощаться можно в кого угодно, героев сказки все равно на всех не хватит, а момент посадки сопровождается выдачей соответствующих билетов, что всегда очень живо ощущается ребятами. Билет выдается тому, кто изобразил любую выбранную игрушку - это и полубородый капитан, и чудной индеец, и зайка серый, и важный генерал, и кукла-роза… Разумеется, все это делается пантомимно, между тем родители угадывают, какую роль выбрал себе каждый малыш.
И вот, перевоплощенные куклы садятся на свои дорожные места, и подарковое путешествие родителям началось.

Путешествие непредсказуемо, в дороге вы можете использовать знакомые вам ритмические «попутные» мини-игры. Фоном можно выбрать ритмоупражнение, имитирующее стук колес с остановками и убыстрениями - любое выбранное вами стихотворение. Вплетите в сюжет движение ветра в окне. Попутно спросите ребят, что они видят рядом и вдали, расскажите сами, попросите участвовать родителей. Пусть это будут элементы той же сказки, и вы узнаете, насколько запомнилась она детям, насколько стала близка и интересна.
Чтобы пассажиры не скучали в пути, можно устраивать случайные виды из окна. Для этого не понадобятся ни пейзажи, ни рисованные образы, хватит вспыхивающих в ваших руках бытовых предметов, тут же позаимствованных из чьих-нибудь рук. На что похож проплывающий мимо открытый зонтик? Быстро-быстро… «На крокодила! На балерину! На цаплю, стоящую в болоте!» Далее - на парашют, на кнопку звонка, на карусель…
Проезжая тоннель, попросите всех зажмуриться, и пусть дети, не отрывая ладошек от глаз, перебивая друг друга, вспоминают предметы, находящиеся в поезде-группе...
Своеобразными точками путешествия будут остановки. Первая из них по старшинству посвящается бабушкам и дедушкам.
В вашем главном купе, на столике, который стоит перед «поездом» желательно приготовить небольшое количество разноцветных шерстяных клубочков и карандашей, которые в одно мгновение превращаются в необычных человечков. Стоит пригласить в купе нескольких самых мужественных пассажиров, двое из которых будут держать занавес из широкого вязаного платка, а остальные станут за ним, и мгновенно сложится канва импровизации. Вы, пассажиры-куклы и только что созданные человечки вдруг заговорят живым языком сказочного повествования-поздравления бабушкам. Это произойдет, если только вы не отвлечетесь, не забудете, что вы тоже едете на Голубой Стреле и не превратитесь, простите, во взрослых.
Не старайтесь своими подсказками испортить представление клубков, они все равно не скажут так гладко, как бы вам хотелось. Радуйтесь каждому кивку, каждому не отрепетированному жесту в сторону бабушек, это тронет их сердца гораздо больше!

Следующая остановка посвящена мамам. Как вы думаете, часто ли дети наблюдают красоту тех вещей, которые делаются мамами в повседневности? Именно поэтому в вашем купе на столике лежит луковица с золотым куполом, фонарик морковки, крылья капусты… И дети вспомнят, как выглядят мамины руки в соприкосновении с этими предметами. Замечательные портреты мам можно составить из этих же продуктов, и дети узнают фиолетовость свеклы - рисовать ей одно удовольствие. Кому-то захочется тут же полакомиться, передаем в окошко небольшое блюдо для проголодавшихся родителей, и отправляемся дальше.

Станция Новогодняя

В это время в вагоне может произойти и что-то неладное, не всю же дорогу веселиться. Кажется, это замерзают три марионетки (можно в ходе игры пошептать на ушко трем «куклам», чтобы они, как могли, пантомимно изобразили дрожь). По сюжету книги им, марионеткам, не успели нарисовать сердца... Дело не простое, без сердца далеко не уедешь. Постепенно начинают дрожать все дети, затем взрослые, и даже сам главный сказочник.
На помощь по мановению волшебной палочки появляется следующая спасительная конструкция - крест-накрест сложенные палочки, с привязанными к концам резинками. Резинки будет достаточно десяти метров - две короткие и две длинные помочи с колечками на концах. Как вы уже догадались - это ниточки для марионеток.
Самые высокие папы будут водить детей, а главный волшебник помогать им сохранить некоторую четырехугольность движения, как и полагается куклам. Теперь марионеткам можно позавидовать. Каждому из пассажиров захочется, чтобы и его тоже немножко подергали за веревочки. А пока все согреваются, кто-нибудь из пап карандашом рисует на бумажечках горячие алые сердца и дарит счастливым марионеткам. Под музыку так же нескладно, как это делали бы ожившие куклы, марионетки для всех танцуют свой незамысловатый танец. К ним могут присоединиться и засидевшиеся пассажиры, и их родители.

Постепенно поезд прибывает к главной праздничной Новогодней станции. Нарочито таинственно взрослые закрывают глаза и уши. Дети спрыгивают со своих мест, выстраиваются у паровоза и, по договоренности с волшебником, превращаются в большие округлые часы. И рука каждого малыша - это новогодняя стрелка, движение которой приближает все действо к заветному времени.
Родителям дается право открыть глаза, хотя свет заранее потушен. И «Бом!!!» каждого ребёнка венчает важность свершившегося момента. Конечно, желательно, нарушая все противопожарные каноны, отметить точку 12-ти часов звездностью огней, хотя бы бенгальских. Пусть это будет одна большая сияющая звезда, она покажет Голубой Стреле её последующий путь.

Если для родителей приготовлены ещё и какие-то рукотворные подарки, то самое время подарить их сейчас, на сказочном вокзале, когда взрослые встречают детей из дальнего путешествия. Куклы, подарившись родителям, моментально, как и в сказке, оживают. В благодарность взрослые, наверное, приготовят что-нибудь вкусное проголодавшимся артистам, и все закончится праздничным ужином в едином доме, потому что произошло то удивительное путешествие, где дом и дорога в своем жизненном пространстве совпадают…

 http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=200802423

И все-таки что за момент, когда ребенок счастлив, что может сделать его счастливым? Набухающее зерно? Или звезда?
Не угадаешь. Но это всегда то, что окликает в нем чувство тайны, чуда жизни. Подчас взрослые, не понимая этого, даже детские праздники превращают в очередное мероприятие: учи стихи, рассказывай по команде, участвуй в хороводе, вот тебе подарок! Может быть, возвышенную приподнятость размышлений о ребенке нам дадут хорошие детские книги? Может быть, мы ?захотим поиграть с детьми в сюжет, спонтанно, внутренне участвуя
в тех переживаниях, которые именно в игре начинают завораживающе мерцать в ребенке?


Праздник не просто так делается – он делается почему-то. Слишком много вплетено в ткань отношений с детьми суровых ниток: «нельзя», «и не проси», «не заслужил», «мне некогда». Чтобы дети нашего клуба и их родители прожили в игре столь знакомые переживания, мы взяли книгу Джанни Родари «Путешествие Голубой стрелы» и внутри ее сюжета проложили свой праздничный маршрут.


Жила-была фея Бефана, которая к обязанности раздавать детям игрушки под Новый год стала относиться как к повинности. Когда-то у нее было ощущение радости дарения подарков, а теперь притупилось, и она разносит подарки по домам механически, без любви к детям и игрушкам. Собственно, персона, символизирующая эмоциональную глухоту многих взрослых. И была у нас эта фея с зелеными волосами, в зеленом платье, вся позеленевшая от скуки.

 

А ребенку-то важно в подарке то, что он преподнесен волшебным существом, волшебным образом. Отсюда главная метафора сказки: ожившие в новогоднюю ночь (волшебные) игрушки в витрине магазина феи Бефаны.

 

 Мы сделали большую витрину с подсветкой и посадили туда старинные игрушки, какие только смогли найти: куклы, мишки, лошадки – все несовременные, необычные. Дети сначала рассматривали старые куклы, слушали начало истории и постепенно сами превращались в игрушки: гримировались, переодевались. Все для этого было приготовлено. Один наш сложный по характеру мальчик не хотел быть в костюме, и как раз ему досталась роль Франческо, мальчика, который смотрит в витрину на игрушки и ждет под Новый год недоступную по цене Голубую стрелу (игрушечный электрический поезд). Мальчика, к которому сквозь новогоднюю ночь стремится Голубая стрела.

 

 Тут как раз история подошла к моменту, когда игрушки (а в витрине уже сидели игрушки-дети) убежали от злой феи, которая пренебрегает чувствами детей.

Всю историю связывал почтальон (роль не из книги, но для нас необходимая). Он ходил с белым, в оленях, праздничным сапожком, передавал какие-то письма, устные сообщения, дарил по случаю какие-то штучки.

 

 Был капитан, который принимал решения (тоже не по книге).
Были паровозики из голубых скатертей, укрепленных на рейках, с настоящими окошечками. Путешествие шло из зала в зал, было постоянное движение, потому что препятствия фея чинила с завидной изобретательностью. Но тут нам важно не иллюстрировать книгу, а создавать условия для переживания детьми их собственных ощущений в динамике спектакля.

Например, в коридоре фея устроила снежный занос, загородивший путь поезду (сугроб имитировался белой простыней на полу). Пассажиров Голубой стрелы, да и сам «поезд», вызвался перевозить Заяц. Веселый Заяц (взрослый в костюме) ловко рулил на одноколесном цирковом велосипеде. Он сажал себе на плечи «игрушку» и переправлял ее через «сугроб». Одну за другой, одну за другой. Волнение по обе стороны сугроба царило неописуемое: за едущего переживали и те, кто еще не прокатился, и те, кто «уже там». А как же он быстро проносится прямо под потолком!

 

 

 После неприятностей – покой. На уютной кухоньке дети играют в театр овощей. Красивые вымытые морковки, свеколки, яблочки, луковки в их руках оживают: обретают ноги, руки, шапочки и юбочки, рассказывают истории о том, что они только что видели из окна, про спасение пассажиров Голубой стрелы. Чистый экспромт, очень недолгий, ведь надо ехать к Франческо!

 

 Фея периодически являлась, трясла своим зелено-фиолетовым зонтиком, попугивала, создавала метель (белые кружочки конфетти, вентилятор) и с ее помощью перелетала.

 

В общем, игрушки бежали, а фея их догоняла. Вот она всех «укутала снегом» (накрыла полотном) и теперь хочет докопаться до каждого. Если она угадает по очертаниям того, кто под покрывалом, заберет, запрет в витрине. Надо тесно-тесно прижаться друг к другу под покрывалом и затаиться, не кричать, не пищать. Фея ощупывает поверхность, отыскивая игрушки, старается угадать, кто это. Напрасно: дети подставляют ей руки, меняют форму сугроба, и фея в недоумении: «Ой, это ветки какие-то, льдышки и сосульки, а не игрушки!»

Эпизод «Коробка с карандашами» – о том, как все нарисованное волшебными новогодними карандашами оживает. Но и о том, в каком родстве друг с другом состоят краски. Дети рисуют гуашью, звучит история, а потом наступает момент оживления рисунков при помощи теневого театра – ничего особенного: рама, ватман, свет из диапроектора. Мышка, кот, телефон – все, что нарисовано, вырезано. Тихонько поет скрипка.

Историю с куклами-марионетками мы приспособили для того, чтобы раскрыть смысл марионеточного поведения. Пусть дети будут кукловодами (они на скамеечках стоят, играет музыкальная шкатулка) и управляют родителями при помощи резиночек, привязанных к их рукам. Потом они меняются местами. Эффект поразительный: удивление, восторг и вопросительные интонации.

У феи, как у любого взрослого, на самом деле много тайн, но она никому их не передает, вот и заиндевела изнутри. Но постепенно все происходящее наполнялось жизнью и любовью, родители тоже хотели петь, лепить и рисовать, да и фея за время погони очень изменилась. Поняла, как ей необходимы игрушки, как она их на самом деле любит, что ей очень даже нравится разносить детям подарки. Она позвала мальчика в магазин, поделилась с ним тайнами, подарила ему поезд. И тогда все сели в круг, и реальный игрушечный голубой паровозик помчался по рельсам игрушечной железной дороги.

И тут – о чудо! – в витрине залаяла собака. Не плюшевая Кнопка, а настоящий пес Джой, который был вовремя и незаметно доставлен на представление.

История взлетела выше. Джоя гладили, он блаженно растянулся в кругу детей, но это была еще не развязка.
Явилась музыкальная шкатулка: балерина вертится в центре, а по кругу катится малюсенький голубой поезд. И такая тишина наступила...
Вот красота – и не бывает подарка больше.
Главное – помнить: избыточность, ускоренность праздничного времени, как и запас ярких переживаний, обязательно уходят к горизонту далеких лет жизни человека.

О новогоднем празднике, который прошел в ростовском клубе «Внимание, черепаха», рассказала Ирина ГОНЧУК

 

 

 

Последнее обновление ( 07.12.2013 )
 
< Пред.
 
Ладошки...
4931917.jpg

Rambler's Top100

Театр детской книги "Волшебная лампа"

Школа Своего Здоровья поможет тебе обрести здоровье

Smartkids.ru: Образование и развитие детей, обзоры игр, методик развития, истории из жизни замечательных детей

Сибирский семейный сайт. Все о детях

интернет-магазин детских книг

© 2007, На Ладошке  
  Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования